Возвращение Евгения Нагирного

Художник, действующий на рубеже эпох, сохранявший в себе как национальное чувство родства с культурой, так и современный ритм модернизма. 

Его имя, после смерти в 1951 г., в официальных кругах старались не упоминать. Более сорока лет его сооружениям было велено забыть их создателя, а самим куда-нибудь скрыться, уйти, разрушиться, не омрачать всепобеждающее шествие воинственного атеизма и не напоминать недалекое "богомольное” прошлое своего народа. Но здания, возведенные человеческой верой и совестью, упорно не разрушались. Пустующие, оскверненные складами, гаражами, конюшнями, отданные ветрам и дождям, они призывали опомниться, но "огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули” (Книга Пророка Исаии. Гл.6.10).

В 1975 г. организованная к 90-летию со дня рождения во Львовском Доме архитектора выставка его проектов привела к взрыву негодования правоверных идеологов застоя. Не успев открыть — выставку закрыли. Не помогло даже угодливое исключение из экспозиции наиболее значительной части творческого наследия автора — культовой архитектуры. Его имя было неразрывно связано с архитектурой церкви. К тому же церкви запрещенной — Украинской греко-католической. Последующий кризис галицкой деревни, где он преимущественно строил, преследование церкви, для которой он строил, угнетение духовных ценностей нации, которым он служил, казалось все более отдаляли его в мир безмолвия. Однако "Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (От Матфея святое благовествование. Гл. 5.14, 5.15). 

Евгений Васильевич Нагирный родился 5 августа 1885 г. в селе Рудно под Львовом, в семье архитектора. Его отец, Василий Степанович Нагирный, рано осиротевший, выходец из крестьян, благодаря необыкновенному трудолюбию и целеустремленности получил образование европейского уровня в Цюрихской политехнике, которую окончил в 1875 г. Здесь, ведя активную общественную деятельность, он знакомится с М. Бакуниным, П. Кропоткиным, М. Драгомановым, А. Сувориным и другими известными политическими деятелями. В 1882 г. В. Нагирный возвращается во Львов, где полностью отдает себя украинскому национальному возрождению. Много проектирует, строит, организовывает кооперативное движение, принимает участие в общественно-политических организациях, активно поддерживает выдающегося писателя, революционера-демократа Ивана Франко.

Такая жизненная позиция отца не могла не повлиять на формирование воззрений сына. После окончания гимназии Е. Нагирный в 1903 г. поступает на архитектурный факультет Львовской политехники. Однако в скором времени как активный борец за украинский университет подвергается аресту австрийскими полицейскими властями. После освобождения продолжает учебу и заканчивает институт в 1912 г. Решающее значение на формирование его как архитектора оказали профессор Ив. Левинский и архитектор Дайчак, в мастерских которых он стажировался. С именем Ив. Левинского, выдающегося архитектора и предпринимателя, основателя галицкой школы украинского модерна, связано становление целой плеяды галицких зодчих, среди которых Е. Нагирный был одной из наиболее своеобразных фигур. В дальнейшем на творческие взгляды архитектора оказал непосредственное влияние сам отец, в проектно-строительном бюро которого он работал.

Однако это сотрудничество отца и сына длилось недолго — вначале было прервано первой мировой войной. Затем, в 1915 г., вторым арестом и ссылкой Евгения на сей раз захватившим Львов царским самодержавием. Проектно-строительная деятельность в этот период прекращается. После возвращения из ссылки архитектор занимается восстановлением разрушенных зданий и возглавляет реставрационное бюро в г. Долина Станиславской (ныне Ив. Франковской) области. Здесь он переживает тяжелую личную драму — смерть отца и юной жены, оставшись с грудной дочерью на руках. В 1922 г. архитектор возвращается во Львов, где основывает архитектурное бюро. Здесь, в самом центре Львова, на площади Рынок с 1922 по 1940 г. была создана основная часть творческого наследия зодчего.

В своей деятельности Е. Нагирный ориентировался прежде всего на три источника: европейское классическое наследие, поиски галицкой школы украинского модерна и народное, особенно деревянное, архитектурное творчество. Позже, уже в 30-е годы, он обращается к конструктивизму, быстро осваивает его, строит в этом стиле многоэтажные жилые дома во Львове, виллы в пригородах и пытается применить его к культовым сооружениям. Однако эти попытки остаются только на уровне проектов: начинается вторая мировая война. 

Проект Братского дома в Каменке-Струмиловой

Примерами ранних произведений Е. Нагирного, выполненных в содружестве с отцом, могут быть церковь св. Михаила в г. Комарно и проект Братского дома в Каменке-Струмиловой (с 1944 г. Каменке-Бугской). Трехкупольная церковь, расчлененная пилястрами тосканского ордера и триглифами антаблемента, существенно доминирует над окружающим ее равнинным усадебным ландшафтом пригорода. Ее построение основано на классической схеме с реминисценциями ренессанса и декоративными вставками, рисунки которых используются на главном и боковых фасадах. В интерьере поражают обилие света и богатство иконописной живописи начала и 80-х годов XIX в. Братский дом, распространенный тип рекреационного многофункционального здания рубежа веков, включает зрительный и танцевальный залы, казино, ресторан, магазин, гостевые комнаты и другие вспомогательные помещения. Его архитектура соответствует предназначению: немного игривая, эклектична, включает элементы сецессиона, народного декора, маски и картуши. Особенно следует отметить тщательность прорисовок деталей проекта.

Фото-альбом: 1

Церковь святого Михаила в городе Комарно

Как последовательный приверженец национальных поисков в украинской архитектуре начала XX в. (В. Кричевский, И. Левинский, А. Лушпинский, Е. Сердюк и др.) выступает Е. Нагирный в одном из ранних проектов созданного им архитектурного бюро — доме-читальне "Просвиты” (общества Просвещения) в Княгининой Колонии. Созданный в 1922 — 1923 гг. в период национального возрождения на Восточной Украине и непрекращающейся борьбы против польской оккупации Западной Украины проект воплощал идею просвещения, образования и единения нации. Об этом говорит как его облик, так и функциональный набор помещений. Планировку составляли прежде всего учебные классы и актовый зал на 300 человек. Монументальность, в целом небольшому по размерам зданию (23,2 х 8,5 м), придавали его 3-частное фактурное деление по вертикали (естественный камень - штукатурка — черепица), арочные и трапециевидные проемы ("украинская арка”), мощная крыша с прорезями мансардных окон и доминанта шатровой угловой башни, ассоциирующейся с оборонным зодчеством. Детали здания состояли из декоративных решеток, резьбы по камню и разнообразных оконных переплетов. 

Проект дома-читальни "Просвиты"

К национальным мотивам архитектор обращается неоднократно. В жилом доме семьи Стернюков (1928) для карпатского села Гребенкова, кроме традиционной "украинской арки”, используется мотив "вышитых рушников”, крутой бойковский дах (крыша) и даже неожиданная для гор восточно-украинская трактовка барочного завершения фронтона. Аналогичные приемы, но в ином формальном выражении, используются в пригородной вилле возле Львова (Винники, ул. Ленина, 20). Угловая двухсторонняя арка входа, покоящаяся на подчеркнуто укороченной колонке, пластичный эркер, безрельефные метопы карниза, высокая с заломами крыша и растущая тут же пышная сосна полны настроения Прикарпатья.

Соединение народных фасадных росписей, наивной трактовки ордеров с элементами сецессии демонстрирует Е. Нагирный в четырехэтажном жилом доме по ул. Мицкевича, 2, в г. Дрогобыче. Основу композиции формируют ряд магазинов партера, растянутый на два этажа растительнообразный декоративный фронтон с включением экспрессивных волют и опоясанные цветочной спиралью коринфские пилястры. Завершал дом мансардный этаж, ныне неудачно перестроенный, что отразилось на его облике. В планировке использовался принцип "один этаж — одна квартира”, ликвидированный сегодня. Дом был попыткой применения естественно-растительных росписей, этнических мотивов к трактовке фасада рядовой застройки.

Период 20 — 30-х годов был по экономическим возможностям значительно беднее времени рубежа веков. Пришедшая на смену австрийской дискриминация украинского населения со стороны польских оккупационных властей не позволяла создавать столь дорогостоящие произведения, как здание страхового общества "Днестр” или бурсы Украинского педагогического общества. Однако будущее нации требовало строительства школ, народных домов, больниц. К чести Е. Нагирного, проектируя эти сооружения в городах и самых отдаленных деревушках, он добивался выразительности их архитектурного облика. Примерами таких сооружений могут быть: Украинская гимназия в Дрогобыче; школы в Германове, Дмитровичах, Косове, Тростянце; народные дома в Гаях, Кальном, Львове, Медике (Польша), Поморянах, Сяноке (Польша); больница по ул. Пирогова во Львове. 

Фото-альбом: 2

Проект больницы на улице Пирогова во Львове

К сожалению, именно общественные здания подверглись наиболее существенным деформациям. Так, в очень пластичной по плану и фасаду гимназии в Дрогобыче уничтожен главный вход, разобрана кованая металлическая решетка балкона, к зданию осуществлена пристройка, совершенно изменившая его функциональную целостность и контекстуальное звучание. В Поморянах от некогда камерного, с эллипсообразными окнами народного дома остался только фрагмент стены в новом, анти-архитектурном доме культуры. В больнице по ул. Пирогова во Львове совершенно заштукатурена и забелена деталировка фасада, перестроено завершение здания. Только частично сохранившиеся проекты позволяют представить первоначальный облик сооружений, почерк строившего их зодчего. 

Фото-альбом: гим

Гимназия в Дрогобыче

Наиболее достойно талант Е. Нагирного воплотился в архитектуре возводимых им культовых сооружений. Его рукой выполнено 175 проектов церквей, колоколен, часовен. Церковь была для галичан того времени единственным местом, где полнокровно звучали родной язык, пение, искусство, где "верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих” (Послание к Евреям святого Апостола Павла. Гл. 11,33,34). Значительная часть храмов была уничтожена первой мировой войной. Другая, возведенная в XV—XVII вв., особенно деревянных храмов, обветшала. Некоторые храмы были маленькие, емкость их помещений не соответствовала численности возросшего населения. В ряде деревень храмов не было. Этими духовными потребностями и сложившимися материальными обстоятельствами диктовался бум культового строительства в Галичине 20 —30-х годов.

В основном это было сельское строительство. Более зажиточные города соорудили свои новые храмы в конце XIX — начале XX в. Церкви строились на скудные пожертвования крестьян, и финансовые возможности их строительства были более чем скромные. Этим во многом объясняются некоторое пуританство их образа, камерность размеров и лаконизм украшений. Строителями выступали сами члены общины, что также вносило свои коррективы в проекты.

Предварительно в деревнях для этих целей создавали маленькие кирпичные заводы или проводили каменные выработки, если они в окрестностях были. Поражает география этого строительства: от окрестностей Кракова на западе до р. Збруч на востоке и от Карпатских перевалов на юге до Волыни на севере. Даже при нынешних технических возможностях сложно не то, что построить, но и обследовать эти объекты. Большое значение имели вкусы заказчика, которым выступала община. Следует сказать, что она ориентировалась на традиционное и классическое наследие. Конструктивизм не воспринимался.

Проектируя храмы, Е. Нагирный много внимания уделял выбору места строительства и окружающему ландшафту. Будь то горный пейзаж, равнинная местность, берег речки, окрестность или сложившаяся застройка села, его архитектура органически вырастала из земли вместе с елями, соснами, липами, стогами сена, крестьянскими избами, организовывала их, облагораживала, поражала обилием ракурсов и перспектив. Высокими образцами организации пространства могут служить церкви в селах Брылыньци (Польша), Орявчик, Подучив, Рипне. В первом случае постановка церкви является примером формирования монументального пространства в холмистом или равнинном агроландшафте на окраине села. Пример постановки церкви в с. Рипне характерный, исторически сложившийся для предгорий и горной территорий украинских Карпат. 

Церковь образа Иисуса Христа в с. Рипне

Размеры церквей, созданных Е. Нагирным, небольшие и колеблются преимущественно в пределах 10-20 м по поперечной оси и 17—30 м по продольной оси. Примером маленького объёма может быть церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Хлопы (ныне Переможное) Городокского района Львовской области. Крестообразная, с усложненной конфигурацией в плане, одноглавая, опоясанная со стороны главного фасада галереей-аркадой, характерной скорее для деревянного зодчества. Первоначально она была рассчитана на 32 семьи местного прихода. Позже, увеличивая закрытый объем, галерею замуровали, что отразилось на потере первоначальной легкости сооружения.

Наиболее характерны для Е. Нагирного церкви, построенные в с. Выписки, Кривчицы, Подусив, возле г. Перемышляны. Они рассчитаны на 200 — 300 прихожан, крестовые в плане, одноглавые с пристроенными ризницей и пономарицей. Апсида в стены трансепта могут быть круглыми, прямоугольными или пятигранными. Барабан купола круглый или восьмигранный, диаметром преимущественно 6 —8 м, с арочными, иногда круглыми, оконными проемами, всегда обильно освещающими верхним светом интерьер. Над бабинцем размещаются хоры. Разнообразием отличается решение купола, увенчанного, как правило, маленькой главкой и прорисованным архитектором крестом. Классический, шлемовидный, лукообразный с заломами, эти купола во многом определяют своеобразие каждой из церквей. Обогащая некоторый аскетизм сооружений, автор позже более широко использует пилястры, криволинейные барочные фронтоны, разрабатывает тему своеобразного "растительно-народного” ордера. Эти мотивы мы видим в церквах малых городков Комарно и Дубецко (Польша).

В отдельных случаях архитектор получает заказы на строительство церкви в непосредственной близости от уже существующей. Примером формирования такого комплекса можно назвать храм св. Юрия в с. Исаи, возведенный в 30-е годы рядом с известной деревянной Михайловской церковью 1441 г. и колокольней 1665 г. Планировочно обоснованная постановка нового здания не только не ущемляет сложившееся, но вместе с ним создает уникальный монументальный ансамбль площади, где концентрируется общественная и духовная жизнь села. К сожалению, ее формирование прекратилось в 1939 г., а с 1949 г. в новом культовом здании разместили склад минеральных удобрений и ядохимикатов, функционирующий и поныне. Разрушения церкви тем более трагично, что она представляет собой один из лучших примеров использования и развития традиций деревянного и оборонного галицкого зодчества в новой архитектуре. Храм, заложенный на крестовом плане с пятигранной апсидой, фактически преобразован в трехнефный за счет расширения по оси север-юг между трансептом и бабинцем.

Материалом строительства стал местный камень из речки Стрый. Композиционное единство здания кроме главного купола формируют две фланкирующие вход башни с главками меньших размеров, использующих абрис завершения соседней Михайловской церкви. Три главы, треугольный фронтон, рваный камень стен, арочные оконные проемы создают облик сооружения, как бы рожденного окружающими его горами. Близкие по формальному выражению храмы построены зодчим в соседних карпатских селах Ильнык и Битля.

Одно из наиболее значительных и варварски изуродованных сооружений Е. Нагирного — церковь Ивана Богослова в г. Богородчаны, построенная в 1937 г. (проект 1926 г.). Четырехстолпная, трехнефная, с тремя полукруглыми апсидами и четырьмя треугольными фронтонами, завершенными упругими бетонными поясами карнизов. Те же пояса карнизов служили вместо жестяной окантовки для защиты кирпичной стены от дождей и талых вод. Храм завершает центральная глава, которую как бы производят шесть меньших главок, размещенных на двух различных уровнях. На центральном фасаде располагались шесть гиперболизированных тосканских колонн, поддерживающих балкон с ажурной металлической решеткой. Именно к этому фасаду в 60-е годы был пристроен типовой двухэтажный универмаг, осквернивший его, а сама церковь преобразована в склад. Только 7 июля 1988 г., через 26 лет глумлений, склад убрали, а в храме началось богослужение. Сейчас остро стоит вопрос о разборе универмага. 

Фото-альбом: 3

Церковь святого Ивана Богослова в г. Богородчаны

Е. Нагирный строил не только каменные, но и деревянные церкви, в которых безусловно следовал традициям галицкого народного зодчества. В некоторых из них, особенно ранние, вводил новые приемы декорирования. Часто церковь строили на месте или рядом со старой. В этом случае архитектор, увеличивая, как правило, размеры, максимально сохранял облик предыдущей, если таковой был известен. Примером такого строительства может быть церковь св. Параскевы в с. Фетькив Ивано-Франковской области. Пятисрубная, одноглавая, крестовая в плане, с пятигранной апсидой и увеличенным центральным срубом, переходящим из четверика в восьмерик, увенчанный лукообразной главой. Здание окружено "поддатнем”. Каждый из боковых срубов увенчан маковкой на круглом барабанчике. В интерьере пространство центральной главы раскрывается до основания фонаря. Колокольня двухъярусная, под шатровой крышей с одним заломом. Нижний ярус срубный, верхний — каркасной конструкции. Аналогичной изысканности сооружений, следуя народным мастерам, достигает зодчий в Дубшарах, Орявчике, Рипном, Старых Богородчанах. К сожалению, большая часть этого наследия была уничтожена. Особенно пострадали деревянные храмы, сознательно сожженные на нынешней польской территории, в ходе бесчеловечной операции "Висла” по единовременному выселению с отцовских земель 600 тыс. украинцев в 1947 г. В результате этого вандализма был совершенно утерян пространственный облик края, уничтожены этнические группы украинцев — лемки и бойки, проживавшие там.

Работая в сакральной архитектуре, автор обращается и к малой форме. Он проектирует надгробия, придорожные культовые знаки, металлические, каменные и деревянные кресты, кладбищенские ограды. Здесь он выступает как тонкий знаток материала, его пластических возможностей, фактуры и текстуры. Искусно сочетает малые формы с растительностью. 

Фото-альбом: 5

Малые сакральные формы

Как практически каждый активно действующий архитектор, на рубеже 20 —30-х годов Е. Нагирный обращается к конструктивизму. Много работает над планировкой квартир, ведет поиски образных возможностей нового стиля. В эти годы он строит трех-пятиэтажные жилые дома по ул. Лычаковской (ныне Ленина), Пияров (ул. Некрасова), Писковой, Коханского (ныне Маяковского) и др. во Львове. Дальше, но уже в конструктивизме, разрабатывает тему "виллы”. Только в 30-е годы в пригородах Львова архитектор строит более сорока вилл. Отдельную главу его творчества представляет проектирование жилых домов для бедных и оседающих в городе сельских мигрантов.

В 1939 г. после вхождения Западной Украины в состав СССР Е. Нагирный вместе с молодым Н. Микулой создают Львовскую организацию Союза архитекторов СССР и до своей кончины выполняет функции заместителя председателя местной организации. После войны работает заместителем начальника отдела по делам архитектуры Львовского облисполкома, руководит сектором охраны памятников архитектуры, преподает в политехническом институте, а с 1947 г. становится заведующим кафедрой Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства. В 1951 г. совет института одобряет его книгу, посвященную памятникам архитектуры г. Львова, и ходатайствует перед ВАК СССР о присуждении ему ученого звания профессора. Однако этого решения он уже не дождался. Евгений Васильевич Нагирный умер 8 июля 1951 г., не дожив до 66 лет, запроектировав более 450 и построив около 300 объектов.

Он похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Недалеко стоят возведенные им дома. Кроме них память об авторе хранил почти сорок лет только один человек, его единственная дочь Вера, благодаря великодушию которой состоялась эта статья.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: