Запоминающиеся открытия, самоорганизация и нежное влияние на городские процессы — все это не в полной мере описывает Железногорскую Биеннале Современного Искусства. В противовес стереотипам о длительности биеннале, она продолжалась всего девять дней — с 21 по 30 августа, а платформа выставки, ЖЦСИ «Цикорий», была признана «Институцией года» по версии ярмарки Cosmoscow 2020. Саша Дорофеева, куратор, рассказала TATLIN о деятельности «Цикория», об отношениях Биеннале с городом и о том, как панк-традиции сочетаются с конструктивной повесткой.
«Small talks — не про Железногорск»
- Текст:Ирина Зуева14 сентября 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
В какой-то момент мы поняли, что юность в Железногорске востребована, а современное искусство можно использовать как инструмент преобразования территории, культурного ландшафта и личности. Я озаботилась стабильным существованием нашего «центра» и в 2018 году зарегистрировала НКО. Теперь «Цикорий» как сообщество оброс аббревиатурой ЖЦСИ (Железногорский Центр Современного Искусства). Нам показалось, что художники мало работают с организацией как живым организмом, поэтому стали нащупывать преимущества и недостатки юридического лица в жизни. В малом постсоветском городе ты всем начинаешь нравиться, когда становишься официальным. А цель ЖЦСИ как институции — прежде всего интеграция в городские системы.
Биеннале родилась в 2018 году из любви к своему городу и региону. Я сидела на спецкурсе по художественной критике, слушала про «Документу» (выставка современного искусства, проходящая каждые пять лет в Касселе, Германия — прим. ред.) и вдруг подумала, что гораздо круче сделать фестиваль в своем городе, вместо того, чтобы ехать на него. «Железногорская Биеннале» прозвучало одновременно величаво и смешно. В тот момент в городе было сообщество молодых и инициативных, поэтому идея была поддержана и реализована за два месяца. Темы выставки исторически не было: предполагалось, что художник сам решит, что значит Железногорская Биеннале, что он хочет представить и, самое важное, кем быть на ней. Как раз такие эксперименты со свободой в организации и ограниченностью материальной и являются нашим главным исследовательским направлением. Мы никогда не знаем, что получится в итоге!
Алина Хайрутдиноваучастник, сокуратор Железногорской Биеннале«Хотя Железногорскую биеннале делает "Цикорий", который имеет юридический статус, железногорский стайл абсолютно чужд и скупой бюрократии, и дотошной рациональности. Все, что происходит в Железногорске — спонтанно и непредсказуемо и совершается не согласно четкому выставочному плану, расписанному на годы вперёд, а в соответствии со спонтанными интенциями создателей "Цикория". И пока мы, сидя в столицах, рассуждаем о том, где проходит граница между кураторством и менеджментом, куратора биеннале Сашу Дорофееву больше волнует граница между кураторством и ролью художника, и, по её собственному признанию, в своей кураторской практике она действует скорее как художник».
Николай Чудотворец, художник и сокуратор, и Саша Дорофеева, куратор, на фоне проекта «Kasatyki-GH3302»
Эдуард Крыловхудожник, сокуратор Железногорской Биеннале«...Биеннале в Железногорске, если и не является, то отчаянно стремится к тому, чтобы быть искусством в процессе, искусством происходящим здесь и сейчас. Не в формате экспозиции или кураторской работы, а в плане активного действия, которое совершается каждую секунду и влечет за собой следующее. Суть проекта — не огромная выставка-блокбастер, а всё то, что было до её открытия, и как это было».
«Туши. Не туши». Дмитрий Агмалетдинов
Вторая Железногорская Биеннале прошла в августе 2020 года. Мы доверились опыту профессионалов, где-то подслушав, что два года — это оптимальный срок для обновления, подготовки и презентации искусства. Лично мне больше симпатичны наши выставки вне Биеннале — они не такие напряжённые, более свойские и вдумчивые. Более железногорские. Обычно нам удавалось делать одну раз в два-три месяца.
Так вышло, что у нас мерцающий коллектив: часть организаторов 1-й Биеннале не занимались второй, к нам приходят люди, которые интенсивно занимаются «Цикорием» и становятся важными, но со временем отдаляются. Состав участников влияет на деятельность институции: был период, когда ЖЦСИ выпускал много видео, был, когда происходило погружение в разделение обязанностей. Иногда структура горизонтальна, иногда иерархична. Мы пока не научились зарабатывать на программную деятельность, у нас не совсем комфортное здание, поэтому мы наполовину призрачная организация. Всем приходится искать внешние источники дохода. Но мы медленно движемся или, по крайней мере, очень хотим двигаться в сторону здоровой устойчивой институции. Состав команды очень молодой, не имеющий опыта работы в современных культурных учреждениях. Пытаемся находить решения, подходящие именно нам.
Мы обращены прежде всего к городу. Это работает! За два года мы наладили отношения с муниципальными структурами: например, Железногорский Краеведческий Музей готовит масштабный проект со звездой современного искусства и следит за ситуацией в целом. В Железногорском Художественном Колледже им. А.А. Дейнеки с этого года я читаю курс по истории мировой культуры: студенты и выпускники колледжа также не ограничиваются классическим искусством. Нельзя сказать, что это победы «Цикория», но он точно нежно влияет на глобальные процессы города. Что со стороны кажется локальным, для нас, конечно же, глобально.
Алина Хайрутдиноваучастник, сокуратор Железногорской Биеннале«Так, Железногорская Биеннале создается художниками, о художниках и для художников. Особенно важным мне кажется последний пункт: ведь событие в первую очередь становится стимулом для выстраивания связей между художниками, приехавшими в Железногорск со своих мест. Биеннале совсем не ставила целью работу с местным сообществом и привлечение новой аудитории — местные, с кем нам удавалось поговорить, не знали о том, что происходит в центре их города. Не работала Биеннале и с местным контекстом, по примеру той же Уральской индустриальной биеннале, хотя, казалось бы, в Железногорске есть карьер, который в принципе стал причиной того, что в 1962 году на этом месте появился город. Возникает ощущение, что Железногорская Биеннале действовала как арт-коммуна и стала примером того, как художник еще может, вместо того чтобы действовать согласно институциональным правилам игры, превращать искусство в практику ежедневного существования».
У нас самые запоминающиеся открытия. Нам нравится заигрывать с аудиторией и предлагать ей неожиданные сценарии, миксовать постсоветские традиции официальной речи и элементы вечеринки. На открытии Биеннале мы пели «Ах, вернисаж». Small talks — не про Железногорск. Здесь мы поем и танцуем. Маргинальными мы себя не ощущаем, хоть и свято храним внутри ориентацию на железногорские панк-традиции. А в целом — повестка у нас конструктивная, преобразующая. «Цикорий» также любит экспериментировать с форматами шоу: мы делали, например, реалити — 10 дней жили в Центре и транслировали приключения онлайн. Еще маргинальность присутствует в позиции креативного класса в целом. Понятно, что в малых городах сложно найти работу в этом поле. И это мы тоже намерены решить, введя ориентацию на прикладные креативные дисциплины.
В Биеннале участвовали 58 человек (только 13 из них — из Железногорска). Так как это самоорганизованный фестиваль, участники приезжали за свой счет, продакшн тоже не оплачивался. Все площадки были предоставлены бесплатно: само пространство ЖЦСИ (основная площадка Биеннале), «Ашан» (выставка «Это было недосягаемо, но теперь мы в этой точке»), багетная мастерская, дача, мастерская Дарьи Назаровой. Расходы в основном были по части транспортировки искусства и печати — мы потратили менее 25 тыс. рублей.
Дарья Назарова на открытии своей мастерской
«Клуб знакомств». ХК «Бусинки». Дача-хоппинг
Открытие площадки в «Ашане»
Цель Биеннале проста — вернуть молодость в родной город. Очевидно, что малые города России переживают отток молодых людей. Часто сразу после школы, получив образование, они также редко возвращаются в регионы. Мы верим, что в таких городах, как Железногорск, на самом деле очень комфортные условия для жизни: всё в пешей доступности, в том числе природа. В рамках Биеннале мы пускаем в него искусство и случайность, пытаемся подружиться с другими сообществами. Это добрая история, настроенная на диалог: мы замечаем, что даже среди приезжающих к нам участников выстраиваются душевные отношения, невозможные в мегаполисе. Это магия малых городов.
У нас есть идея для главного проекта 3-й Биеннале: найти для Железногорска город-побратим с горой или искусственным возвышением — пару для нашего карьера. Так как мы проводим параллели между нашей деятельностью и градообразующим производством: мы считаем «Цикорий» карьером, где добывают коллективное бессознательное. Мы хотим проверить, продолжим ли мы заниматься искусством, когда карьер найдет свою любовь. Вдруг это такая глобальная сублимация?
«Историческая экспозиция мира морфоза». Эдуард Крылов
Эдуард Крыловхудожник, сокуратор Железногорской Биеннале«...Я просто перечислю вещи, которые узнал в Железногорске: здесь очень большой карьер и живет много высоких людей; самые дешевые рамы для фото продают в Fix Price, а колеровка водоэмульсионки в темный цвет очень дорогая; квартиры, в которые обычно снимают «на одну ночь», плохо адаптированы для нормальной жизни — было всего по два: два бокала, две рюмки, две кружки, два утюга (?), не было держателей для душа и перепутаны краны с горячей и холодной водой. В Железногорске много магазинов «Магнит», и это смешно, потому что в городе много железа; здесь хорошие помойки, на них я нашел стул, зеркало, трюмо и две оконные рамы. В Железногорске очень тяжело купить острый соус».
- Фото:Роман Алешин
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: