Идеальный дом

Инсталляции Александра Константинова представляют собой новый жанр гигантских «рисунков» или «гравюр», городского масштаба. Их геометрия явно продолжает традицию постконструктивизма и конкретного искусства ХХ века, которую Константинов обогащает историческими ассоциациями, соединяя с современной практикой больших публичных инсталляций. С присущей ему иронией он воплощает утопическую мечту художников русского авангарда, стремившихся создать новый мир, включая мир природы, на языке искусства. 14 декабря этому талантливому художнику исполнилось бы 66 лет. В память о нем мы публикуем историю одного из самых знаковых его проектов — Виллы Бернаскони в Ланси (Женева, август 2004 – ноябрь 2005).

Инсталляция Александра Константинова на Вилле Бернаскони — результат совмещения различных источников, вдохновлявших автора. С одной стороны, она навеяна воспоминаниями о пейзажных рисунках в годы учебы, с другой, обязана памятной встрече с искусством Джорджо Моранди, чья ретроспективная выставка состоялась в Москве в 70-е годы — время формирования художника. Никогда не следуя ни моде, ни определенной модели, Моранди обращался ко всему миру.

Под его ослепляющим впечатлением Константинов приобретает вкус к гравюре, к её простым линиям и основным свойствам, к её поискам обобщенного языка. Однако в те времена, не имея возможности заниматься гравюрой по весьма простой причине, — у него не было доступа к печатному станку и гравировальным инструментам — он принялся имитировать эту технику с помощью рисунка. Как летописец своего времени он воспроизводит детали и ошибки печати, подобно Францу Кафке, восстанавливает повседневность, отраженную в бюрократических формулярах, миллиметровой бумаге, измерительных линейках. Он вручную прорисовывает каждый контур, каждое пятно, все ничтожные и необходимые подробности, работая в эстетике, обязанной стольким же искусству миниатюры, скольким и современным печатным техникам.

«Речь идет о том, чтобы найти общий знаменатель, который отражал бы наши представления о реальности. Разумеется, математика невольно здесь присутствует, даже если моё творчество опирается больше на механизмы тривиальных человеческих оценок, чем на математику», – объясняет художник, имеющий ученую степень по математике. Не своему ли двойному образованию он обязан устойчивой склонности к самому простому и самому существенному в структуре вещей? В течение двух лет он экспериментирует с очень простой техникой из пластика и скотча. Попытки изменить масштаб и перейти к большим панно, а затем к пространственным конструкциям стали предметом его усилий. Мало-помалу Константинов продвигается от листов к объектам и далее к пейзажам, подобно современному копиисту природы. Такое изменение основы оказалось также способом, позволяющим вписать картинку, выполненную в соответствии с классической техникой, в современное пространство и время. «Мои апелляции к истории искусства касаются самого главного. Все хорошо знают офорты Моранди и гравюры Дюрера... и эта инсталляция на Вилле Бернаскони, созданная как гравюра в пейзаже, вызывает в памяти знакомые образы». Помимо этого, вторжение искусственного пластика, симметрии, яркого цвета в природный кадр не лишено юмора, который принуждает сосуществовать противоречия, различимые обычно лишь с помощью анализа: природное и искусственное, виртуальный фотомонтаж, сделанный с помощью фотошопа, и его реализация в трех измерениях.

По удачному совпадению даже само имя Виллы Бернаскони находит отзвук в проекте, который Александр Константинов хотел осуществить где-нибудь в Италии. Это, безусловно, случайность, что растительный контекст — магнолия, фруктовый сад, огород и итальянец-садовник — явились, чтобы дополнить идеальный образ средиземноморского пейзажа. Но не случайно старый курятник и оранжерея превратились в модель идеального дома, провокативную своей иронией, сладостную воспоминаниями, которые она вызывает, обращенную к любителям, профессионалам и посетителям парка Ланси.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: